СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная
записка……………………………………………………………………………..3
2. Содержание учебного предмета
…………………………………………………………………...5
3. Планируемые
результаты……………………………………………………………………….….6
4. Тематическое
планирование……………………………………………………………...……... 11
5. Календарно-тематическое
планирование…………………………………………………...….15
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы………………………………………………………………………………
……..…....17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее - программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учѐтом выбора участника- ми образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента
Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных ценностей».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
4. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
5. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
7. Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной
образовательной
программы
начального
общего образования».
8. Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
10. Письмо Министерства просвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и 10‒
11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
34/35 учебных часов.
9.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам (например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.).
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике
соединить учебную и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать
еѐ
не
только
на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребѐнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках,
но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чѐткого воспроизведения нового термина или понятия.
В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению
одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования
им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная организация.
Обязательно
учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной
и
многообразной
деятельностью,
позволяющей
раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача
педагога,
организуя
беседы,
дать возможность школьнику анализировать,
сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием (исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации.
Это мероприятие проходит в
общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием
и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная,
третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала,
оценка
которого
является
введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная
часть
строится
как
сочетание
разнообразной
деятельности
обучающихся:
интеллектуальной
(работа
с
представленной
информацией),
коммуникативной (беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных
мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский
язык
в
эпоху
цифровых
технологий.
Русский
язык
—
государственный
язык,
объединяющий
многонациональную
семью
народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения
в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная
и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем.
Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая
безопасность
государства
и
каждого
человека?
Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и
осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые
технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть
свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние
развития
современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое
безусловной
уважение?
ценности
Ко Дню
каждого
учителя. Уважение — это понимание
человека.
Осознанное
уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли
педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
О
городах
России.
Ко
Дню
народного
единства.
Города
России:
разнообразие
культур,
языков
и
вековых
традиций.
Единство
народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России
как хранители информации о наших предках и культурного кода страны.
Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль
государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей
малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно
воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине,
промышленности
и
т.д.
Мировое
признание
достижений
отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и
личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества
и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ
к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных
ситуациях.
Профессиональные
качества
и
навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам.
Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении
с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев
Отечества — выражение благодарности,
самоотверженность и мужество.
признательности
и
уважения
за
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы
человека
как
высшую
ценность.
Справедливость
—
одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества.
Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и
обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование
нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и
ее
достижения.
Мировое
признание
советских
и
российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение
исторического
и
культурного
наследия
как
направление государственной
политики.
Изучение,
реставрация
и
интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность
реализовать
свою
мечту
и
принести
пользу
обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики
и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство
государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием
цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как
происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы.
Диалог
между
государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как
научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является
примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся
герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном
развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть
мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему
достижения
русской
театральной
школы
широко используются во многих
странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров
в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о
своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и
придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических
держав.
Развитие
космической
отрасли
—
приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как
мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина
роста
мусора.
Климатические
изменения,
загрязнение окружающей среды.
Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе.
Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело
и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться
вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделят успех и вместе переживать
неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
следующих
личностных,
метапредметных
и
образовательных результатов.
предметных
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государственным
символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества.